nav-left cat-right
cat-right

Государственная служба в Испании



Публичная служба Испании в значительной степени повторяет французскую государственную службу. Это проявляется, в частности, в сходности терминологического аппарата. В отличие от других западных стран, где речь идет о сугубо государственной службе (Германия) или о гражданской службе (Англия), в Испании чаще всего употребляются понятия: «публичная администрация» и «публичный служащий». Общность с организацией французской государственной службы проявляется также в принципах ее построения и функционирования.

В основу данных исходных посылов заложена идея о том, что публичный служащий – это не просто лицо, нанятое государством, а лицо государственное, воплощающее, с одной стороны, государство, а с другой – служащее ему. Испания была первой страной в Европе, которая приняла общий статут государственных служащих в 1852 году. Действующее испанское законодательство о публичной службе начало складываться в период франкистского режима и в наиболее общем виде представлено в Законе « О публичной службе» 1964 года.

Основы правового статуса службы нашли отражение в Конституции 1978 года. Принципы равного доступа к государственным должностям на манер французской модели провозглашаются в подразделении, посвященном фундаментальным правам и гражданским свободам, однако в разделе, посвященном правительству и администрации, закрепляется характерный для германской государственной службы принцип набора по достоинствам.

Здесь же подчеркивается, что «органы государственной администрации создаются, а их деятельность направляется и координируется в соответствии с законом». Также в Конституции, в той же статье 1093, указывается, что статус публичных служащих, условия и порядок прохождения публичной службы, устанавливаются Законом. На вышеперечисленных конституционных основаниях был принят Закон «О средствах реформирования государственного управления» 1984 года, который внес изменения в ранее приведенный закон.

В соединенном виде нормативный материал по государственной службе собран в ІІІ-м томе Кодекса административных законов Испании, который получил название «Государственная служба». Так же Кодекс содержит перечни категорий работников, относящихся к государственным служащим, определение их компетенции. Так же в раздел включены: Закон о порядке вступления персонала на публичную службу (Устав государственной службы); Закон о порядке предоставления служебных мест и профессиональной подготовке государственных служащих; Закон о правах администрации; Закон о дисциплинарном режиме. Помимо этого в Кодекс входят Регламенты, регулирующих систему вознаграждения государственных служащих и вопросы их социального обеспечения, реализацию принципа не соревновательности на государственной службе и некоторые другие.

Правовое обеспечение эффективной деятельности испанской публичной службы основывается, как и в других развитых странах, на концепции отделения политики от управления. Политическая функция в соответствии с этой идеей состоит в определении политической линии и задач административного аппарата и реализуется через выборных лиц и руководителей аппарата. «Чисто» управленческая функция возлагается исключительно на чиновников-специалистов. Сменяемость политического руководства, поэтому не должна влиять на деятельность профессиональной бюрократии.

По испанскому законодательству категории публичных служащих относятся работники полиции, таможни, судов, юстиции, финансовой службы, а также работники центральных аппаратов законодательной и исполнительной власти и территориальных органов исполнительной власти. Статус публичного служащего привлекателен, прежде всего, своей стабильностью и обеспеченностью социальными гарантиями, тогда как положение служащего частного сектора регулируется в основном контрактом или договором, заключенным между работником и собственником, следовательно, больше зависит от рыночной конъюнктуры и менее социально обеспечен.

Должности служащих Испании классифицированы по группам, уровням, корпусам (гильдиям) и типам. Определяющим фактором классификации должностей по группам является уровень образования, требуемый для работы на соответствующей должности. Поэтому, должности делятся на группы:

І доктор, лиценциат, инженер, архитектор или эквивалентные звания;

ІІ – технический инженер, выпускник университета, технический архитектор, профессиональное образование третьего уровня или эквивалентные звания;

ІІІ – бакалавр, профессиональное образование второго уровня;

ІV – школьный выпускник, профессиональное образование первого уровня;

V – Удостоверение о школьном образовании.

Служащие поступают на службу через определенные корпуса (гильдии) и становятся дословно часть этих организмов. Принятые на службу принадлежат организациям, страшно подумать, всю жизнь. Все важные решения для гильдии принимает соответствующее министерство, от которого она зависит.

Министерство государственной службы в Испании было учреждено в 1986 году. В его состав вошли Государственный секретариат государственной службы, которому предшествовали Министерство президентской службы и министерство территориальной службы. Занимается оно выработкой и осуществлением политики правительства по вопросам административной организации, финансирования и юридического положения государственной службы, обоснованием методов деятельности, проверки разных служб, отношений с автономными государственными учреждениям и местными администрациями, а также сотрудничества государственной службы с другими территориальными организациями.

Испанский национальный институт государственной администрации по подобию французской Национальной школы администрации.

(3 голос., в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на комментарии к статье Оповещать о новых комментариях к статье по почте.