Диалог с преподавателем как форма изучения иностранного языка

Эту статью я хотела бы посвятить некоторым нюансам в изучении и обучении иностранному языку, так как данная тема мне очень близка, потому что я успела побывать в роли преподавателя иностранного языка во время педагогической практики на пятом курсе университета, а в роли изучающего иностранные языки я пребываю до сих пор.

Специфической особенностью преподавания чужого языка является то, что в отличие от многих других дисциплин передать знания по данному предмету на лекциях невозможно. Обучение иностранному языку – это всегда практика, во время которой происходит взаимодействие преподавателя с учениками. Данное взаимодействие получается довольно тесным, поскольку группа обучающихся состоит обычно не более чем из пятнадцати человек, иначе не получится полноценного общения всех участников группы на изучаемом языке. И во многом зависит от педагога, станет ли это взаимодействие противостоянием или диалогом.

Особенностью традиционной методики преподавания иностранного языка является то, что язык представляется как самоцель, а не как средство, когда задача преподавателя сводится к тому, чтобы объяснить грамматику чужого языка и помочь справиться с упражнениями. При таком подходе роль учителя больше дисциплинирующая, чем обучающая.

Очевидно, что данная традиция обучения чужому языку идёт вразрез с целями освоения иностранного языка современными учениками. Поэтому традиционную установку начала сменять установка на коммуникативное преподавание.

Эта установка предполагает изучение чужого языка в общении на этом языке. Это проявляется в том, что педагог предлагает ученикам всевозможные темы для обсуждения или ситуации из повседневной жизни для разрешения. В данном случае язык применяется как средство, а не изучается как цель.

На тему преподавания иностранных языков коммуникативным методом написано немало работ, но методика преподавания – это только вершина айсберга.

Одну из первых ролей в успешном изучении иностранного языка, как и при изучении других дисциплин, играет мотивация, причём внутренняя. Зависимость прямая: чем выше уровень мотивации у обучающихся, тем заметнее их успехи в изучении языка (при прочих равных условиях). Именно в этом свете особое значение приобретает фраза «язык как средство, а не как цель».

Почему вы хотите изучать иностранный язык? Чтобы работать за границей и понимать деловых партнёров без переводчика, чтобы путешествовать по миру и узнавать другие культуры без посредников, чтобы читать иностранную литературу в оригинале? Ответов может быть множество, главное, чтобы они были. В этом плане значительно легче работать со взрослой аудиторией (начиная, примерно, со старших классов средней школы), так как данная возрастная группа людей уже более менее представляет, для чего им нужно знание иностранного языка и нужно ли оно вообще.

Особое значение в процессе обучения приобретает педагогическая толерантность.

Поэтому логично было бы рассмотреть толерантность именно в контексте обучения и найти определённую связь между педагогической толерантностью и возможностью осуществления педагогического партнёрства – диалога между обучающим и обучаемым. Тем не менее, диалог в педагогической деятельности осложняется тем, что преподавание изначально задано как функциональное неравенство.

В связи с этим многие практикующие педагоги говорят о так называемой «дистанционной близости», имея в виду близость преподавателя к ученикам, выражающейся в уважении и хорошем отношении к ним, в интересе к их личности, не забывая держать дистанцию там, где начинается обычная жизнь вне занятий.

Это очень скользкий момент, если ученики и преподаватели начинают за панибратски общаться вне занятий. По отношению к участникам группы преподаватель должен быть максимально тактичным и не при каких обстоятельствах не должен ставить их или одного из них в какое-либо неловкое положение.

Манера общения педагога со своими воспитанниками очень важна, так как это определяет способы выражения внутренних чувств и ожиданий, которые будут подспудно усваиваться учащимися в этом общении.

В связи с этим необходимо указать на недопустимость выделения из группы любимчиков. Так можно оттолкнуть тех, кому иностранный язык дается труднее или психологически не близких людей. Своим поведением преподаватель не должен прививать отвращение к преподаваемому предмету.

Поэтому важно помнить об эмоциональной составляющей толерантности, которая имеет особое значение в силу того, что именно в ситуации обучения обучающиеся имеют возможность восстановить разрыв человеческих отношений, который во многом и делает людей нетерпимо настроенными друг к другу.

В современном образовании декларируется демократический идеал обучения и всестороннее развитие учащихся в условиях изменяющегося мира. Таким образом, становится очевидным, что современный преподаватель должен попытаться изменить своё отношение к педагогической деятельности и в своей повседневной работе перейти от конфронтации с учащимися к диалогу с ними.

HispaBlog
Добавить комментарий

Подписка на комментарии к статье Оповещать о новых комментариях к статье по почте.