nav-left cat-right
cat-right

История испанской музыки с XIX века до наших дней



Испания XIX века примечательна весомыми политическими событиями, которые знаменовали собой активное оживление общественной позиции испанцев. Стоит вспомнить две кульминационные точки, способствовавшие общественно-политическому подъему. Первая приходится на 1808 — 1814 годы; происходила борьба за независимость Испании против агрессивной военной политики Наполеона с целью захвата страны. Не смотря на предательство правящей клики, большая часть народа в лице своих лучших представителей — «герильеров» (повстанцев) встала на защиту родины, пытаясь утвердить революционно-демократический строй. Следующий общественный подъем привел к буржуазной революции 1868 — 1873 годов, приведшей к ограничению прав абсолютистского режима монархии.

Рост правых сил внес немалое оживление в культурную, в частности музыкальную жизнь страны, и способствовал написанию значимых художественных творений.

В первую очередь движение герильеров — нашло отображение в ряде песен, насквозь проникнутых мятежными чувствами и свободой. Многие из них воспевают легендарного Риего-и-Нуньес, руководителя повстанческой армии, которого предательски убили в 1823 году. Распространенная песня «El Tragala», известный «Гимн Риего» (слова Э. Мигэля, музыка Ф. Гуэрта), и т.д.

Патриотическое движение спровоцировало подъем национального сознания в различных сферах культурной жизни страны. Позднее это сказалось и в сфере музыки. Начали открываться консерватории (1830 — Мадрид, 1847 — Барселона), национальные оперы (1847 — Барселона, 1850 — Мадрид), концертные симфонические организации (1866 — Мадрид).

В 50-е годы в десятилетнем возрасте Пабло Сарасате (1844 — 1908) начинает блестящую карьеру скрипача — виртуоза; гастролируя по многим странам Европы, Америки, Ближнего Востока он разогрел своим исполнением значительное любопытство к испанской музыке.

С начала 40-х годов стал наблюдаться прогресс в области музыкального творчества. Появляются художественные течения, которые пытались реанимировать старинные испанские музыкально-театральные жанры «тонадильи» и «сарсуэлы». Это общественное-музыкальное движение получило название «кастисисмо» (от испанского castisidad — «чистота, правильность речи»). При всей своей прогрессивности на деле оно абсолютно не оправдало себя: активисты кастисисмо (композиторы Эмилио Серрано, Томас Бретон и другие) упрощенно подходили к толкованию проблемы национальной формы и народности, совсем не обращая внимания на вопросы мастерства и идейности.

Новый этап подъема в борьбе за национальное искусство появился как ответ на события 70-х годов. Это движение противопоставляло себя предшествующему, носило название «Ренасимьенто» («Возрождение» — возвращение старых национальных традиций). В полную силу оно развернуло свою деятельность в 80 — 90-х годах XIX века.

Исаак Альбенис был самым известным представителем испанского Ренасимьенто, которое охватило все сферы искусства в последние десятилетия XIX века. Альбенис – гениальный композитора и пианист-виртуоз, заложивший основы той испанской профессиональной музыки, которой мы ее видим и слышим в наши дни.

Альбенис увлекался стилем народных испанских мелодий, используемый им в создании опер «Пепита Хименес» («Pepita Jimenez») и «Сан Антонио из Флориды» («San Antonio de la Florida», 1894). Данные произведения относят к осознанному и зрелому этапу творчества композитора. Прослеживая большинство произведения Альбениса, можно подытожить, что все они близки к фольклорным источникам. Своим творчеством он положил начало зарождению испанской музыкальной школы ХХ века, к которой принадлежат такие композиторы как Фалья, Родриго, Гранадос.

Следующий символ испанской фортепианной музыки – Энрике Гранадос, принадлежавший, как и Альбенис, к испанской музыкальной школе — испанскому Возрождению, движению, развивавшему профессиональное искусство на основе народного творчества (главой движения был Педрель). Гранадос был одним из ярчайших представителей своей эпохи; Гойески яркие доказательства серьезности его намерений как композитора, а испанские танцы принесли ему популярность у большой аудитории слушателей.

Плеяду мастеров продолжает Фалья – один из крупнейших испанских композиторов XX века, весьма яркий и своеобразный мастер. В своем творчестве он использовал оригинальный и неповторимый испанский мелос, развил национальный испанский стиль, при этом внеся в него достижения современной гармонии, включив в общемировую музыкальную культуру. Самыми известными произведениями композитора являются – оперы «El Retablo de Maese Pedro», «La Vida breve», балет «El Amor brujo», сюита для фортепиано с оркестром «Noches en los jardines de Espana», испанские пьесы, и т.д.

Еще одним представителем великих классических музыкантов был Хоакин Родриго — виртуоз музыкального пейзажа. Его звуковые картины наполнены светлыми, серебристыми красками. Для творчества Родриго характерными являются романсы, основой которых стала не только гениальная музыка композитора, но и слова неизвестного поэта XVI столетия. В них тонко чувствуется желание композитора видоизменить не соответствующую требованиям времени сферу испанской камерной музыки. Среди известных произведений мастера особый интерес вызывают его инструментальные концерты. Весьма популярный «Аранхуэсский концерт» с оркестром для гитары, написанный с элегантностью и блеском, насквозь пронизан биением ритмической пульсации, посвящен Рехино де ла Масе.

Обличие испанской музыки волновало многих русских композиторов. К примеру, Глинка, живший в Испании в 1845 — 1847 годах, прекрасно изучил быт народа, его танцы, песни, полюбил эту прекрасную страну. Глинка занимался изучением фольклора разных регионов — от Андалусии до Каталонии. В личных дневниках Глинки много описаний о красоте испанских фольклорных традиций. Благодаря испанским впечатлениям родились гениальная «Испанская увертюра», «Арагонская хота», «Ночь в Мадриде». В испанской тематике работы Глинки словно бы утверждается связь народного и профессионального, согласно традициям, которые сложились в ходе его работы над русской музыкой.

Так или иначе, русские композиторы проявляли интерес к Испании, желая глубоко проникнуть в сущность ее национального характера. Такое углубление нашло свое отражение в великолепном «Испанском каприччио» Римского-Корсакова. Никогда не бывавший в Испании, Дмитрий Шостакович, использовал испанские мотивы и стихи Гарсия Лорки в своей знаменитой Четырнадцатой симфонии, в ее первых двух частях («Сто горячо влюбленных сном вековым уснули» и «Малагенья»).

Неординарная Испания обладает притягательной силой, вдохновляющей композиторов разных стран на создание шедевров, отражающих душу страны. Горячая южная земля со всеми ее многообразными проявлениями — нравы, обычаи, психологический склад, пьянящий аромат природы — отразились в зажигательных, ярких музыкальных мелодиях, имеющих совершенно неповторимый окрас, так хорошо узнаваемый в мировом музыкальном наследии.

Широкое распространение современная музыка получила после падения диктатуры генерала Франко. Композиторы и исполнители стали активно изучать развивающиеся направления американской популярной музыки, британского рока, и, постепенно, вывели свои собственные музыкальные направления, никак не основанные на подражании кому-то. Популярность современной испанской музыки усилилась благодаря туристическому буму в Испании, в начале 80-х годов XX века. Главные центры современной испанской музыки — Барселона и Мадрид. Большое число вокальных мероприятий проводится в Бенидроме, на Канарских островах и на Майорке. Сегодняшние исполнители испанкой музыки весьма успешно покоряют мировой музыкальный Олимп.

Великими представителями современной оперной Испании являются тенор Хосе Каррерас, лирический баритон и драматический тенор Пласидо Доминго, а также испанское оперное сопрано Монсеррат Кабалье.

Основа популярной испанской музыки – это звучание гитары — музыкального народного инструмента, имеющего глубокие корни, восходящие к виуэле. Испанская музыка – это, прежде всего, темпераментная противоречивость, огонь страстей, авангард, сериализм и т.д. Именно поэтому в кладезе музыкального разнообразия Испании многие люди находят близкие для себя мотивы. Наслаждаться такой музыкой очень приятно, как в обществе с любимыми людьми, так и в одиночестве, раскрывая новые грани в себе, благодаря блистательным произведениям.

(3 голос., в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...
  1. Георгий Нуждин:

    Мне очень нравится, что появился блог, в котором пишут на интересные темы по Испании. Но надо понимать, что создание хорошего текста — дело не пяти минут.

    Очень смелое название у этой статьи. Для любителя классики, испанская музыка — это, в первую очередь, Albéñiz, Granados, Falla, Rodrigo, о которых в статье вообще ни слова. Современная классическая испанская музыка — это авангард, сериализм — ничего общего с романтикой, да и нельзя музыку целой страны загонять в один жанр.

    Следует поправить множество опечаток и корявых выражений: так, нельзя сказать, что «кульминационная точка припадает». Борьба за независимость от Наполеона закончилась не в 23, а в 14 году. Корни гитары вовсе не цыганские: она восходит к виуэле. Будьте внимательнее, пожалуйста, избегайте клише и непроверенной информации, и у Вас получится отличная статья.

  2. Aleksandr:

    Благодарю за корректировки. Исправили.

  3. Marina Madrid:

    Автор, если копируете целые чужие абзацы, причём слово в слово, указывайте их авторов, чтобы можно было проверить достоверность источника. Дабы некоторые утверждения вызывают сомнения.

    В целом, неплохая статья с хорошими музыкальными иллюстрациями.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на комментарии к статье Оповещать о новых комментариях к статье по почте.