nav-left cat-right
cat-right

Центр искусств королевы Софии



Коллекция Музея королевы Софии представляет собой грандиозное собрание произведений искусства величайших мастеров 20 века. Помимо обширной пинакотеки, Центр искусств знаменит на весь мир своей внушительной библиотекой, в которой хранится более 40 тыс. томов литературы.

Музейный комплекс назван в честь царствующей королевы Испании – Софии. Но существует у музея и еще два неофициальных, так сказать, «народных» имени: одно из них – это Рейна (Королева), а второе – Софиду. Второе название жители Мадрида присвоили Музею Королевы Софии с намеком на аналогичный французский музейный комплекс – Центр Помпиду.

История создания экспозиции

В 1952 году группа художников задалась целью создания испанского музея современного искусства, в котором бы были продемонстрированы различные направления в искусстве 20 века, не вошедшие в экспозицию музея Прадо. И такой музей был открыт в 1953 году, а местом для размещения работ художников 19-20 веков стал подвал Национальной библиотеки Мадрида. Спустя несколько лет, экспонаты музея были переданы в мадридский университет и хранились там до 1986 года.

Официальное открытие Центра искусств королевы Софии состоялось в конце мая 1986 года. Именно тогда экспозиция музея была перенесена в нынешнее здание, об истории которого будет сказано позже. Изначально в Центре искусств предполагалось проводить исключительно временные выставки, и под выставочные галереи использовались первые два этажа здания.

Но весной 1988 года, согласно королевскому указу, выставочному центру был присвоен статус Национального музея. В этом королевском указе также значилось, что отныне большую часть музейной экспозиции должны составлять произведения искусства 20 столетия, причем, испанских мастеров или же иностранных творцов, чья судьба и творчество связаны непосредственно с Испанией.

Официальное открытие Центра искусств королевы Софии состоялось осенью 1992 года. Естественно, на торжественной церемонии присутствовала королевская чета – Дон Хуан Карлос и его супруга Донья София.

С того времени в музее Королевы Софии существенно увеличилась и продолжает увеличиваться постоянная коллекция, здесь проходят временные выставки и ведется образовательная деятельность.

История здания музея

Здание, где ныне располагается музейный комплекс, было сооружено в 16 веке по указу Карлоса III с целью размещения в нем общегородского приюта и больницы.

Автором проекта являлся итальянский архитектор Франсиско Сабатини. Из-за смерти короля, в 1788 году, строительство богадельни и больницы было приостановлено. Но в 1805 году больница все же начала действовать, хоть проект Сабатини и был завешен только на треть. Этим объясняется полное отсутствие каких-либо архитектурных украшений на фасаде здания – его облик прост и серьезен.

Городская больница функционировала до 1965 года, и за время ее существования в конструкцию здания были внесены некоторые изменения и дополнения. После закрытия больницы появились слухи о ее сносе, однако этого не произошло, а в 1977 году был издан королевский указ, согласно которому, здание получило статус национального памятника архитектуры.

В 1980 году начались работы по реставрации бывшей больницы, которыми руководил архитектор Антонио Фернандес Альба. После завершения реставрации, весной 1986 года здесь был открыт Центр искусств королевы Софии.

Выставочные пространства музея сформированы вокруг внутреннего двора и направлены по обе стороны здания, что обеспечивает естественное освещение всех помещений. Кроме широких галерей, поддерживаемых каменными пилястрами, в здании имеются и альтернативные пространства, например, сводчатый потолок, бывшая хозяйственная комната и др., которые также используются в качестве выставочного пространства.

Незавершенные элементы проекта Сабатини позволили использовать открытое пространство, благодаря которому, второй двор превратился в городскую площадь, связав музейный комплекс с улицей Аточа.

Очередную серьезную перестройку здание музея претерпело в 2005 году. Нынешний необычный вид музейный комплекс имеет, благодаря архитектору Жану Нувелю, проект которого был признан лучшим. Здание выполнено в усеченной треугольной форме с центральным внутренним двором, над которым красуется стильный красный потолок. К фасаду здания были пристроены стеклянные башни с лифтами – эти башни являются своеобразной визитной карточкой мадридского Центра искусств.

Коллекции музея

Грандиозная коллекция музея королевы Софии состоит из 16 200 работ – это картины, скульптуры, рисунки, отпечатки, фотографии, видеоматериалы, инсталляции, видеоинсталляции, произведения декоративно-прикладного искусства и архитектуры.

На двух этажах музея располагаются временные выставки, а еще на двух – постоянная коллекция, охватывающая разнообразные течения искусства. Здесь представлены известнейшие полотна испанских и заграничных представителей авангарда – Хуана Гриса, Жоана Миро, Сальвадора Дали, Пабло Пикассо и многих-многих других.

Одним из самых известных экспонатов Центра искусств является произведение Пабло Пикассо «Герника». Кроме картины, в музее выставлены этюды и эскизы, дающие представление об истории создания этого шедевра.

Пикассо создал «Гернику» в 1937 году для Всемирной выставки, которая проходила в Париже. Затем картина выставлялась в других странах, но дольше всего она пробыла в Америке. Сам Пикассо хотел ее видеть на родине – в Испании, но только после восстановления республики в стране. В 1981 году мечта художника сбылась: «Герника» была выставлена в музее Прадо, а в 92-ом, вместе с другими шедеврами, она «переселилась» в Музей королевы Софии.

Уже несколько десятилетий деятельность Музея направлена на сохранение и восстановление современного искусства, причем, не только в физическом, но и в плане духовном.

(2 голос., в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на комментарии к статье Оповещать о новых комментариях к статье по почте.