nav-left cat-right
cat-right

Чаевые в Испании: традиция, обязанность или желание?



Ознакомившись с обычаями чаевых в разных странах, в конечном итоге вы придете к выводу, что это  ваше личное дело, в какой бы стране вы ни находились. Принцип чаевых везде один — добровольная благодарность за хороший сервис. Обычаи варьируют из страны в страну, но во всем мире работает правило: если качество обслуживания вас не удовлетворило, не давать ни копейки. Исключением могут быть те случаи, когда чаевые включены в счет, в этом случае необходимо платить обязательно.

Прежде чем приступить к развитию данной темы, хотелось бы вспомнить фразу одного моего знакомого, который исколесил не один десяток стран мира. В очередном разговоре о его туристическом опыте и полученных при этом впечатлениях на мой вопрос о чаевых он дал мне полезный совет: всегда оставлять чаевые за хорошее качество обслуживания независимо от того, какие правила существуют в той или иной стране. Мой друг считает, что чаевые это своего рода знак благодарности и/или поощрение за хорошо выполненную работу.

На Западе уже давно сложилась система чаевых, и ее нарушение может повлечь за собой молчаливое презрение обслуживающего персонала. В качестве примера можно привести занимательный случай с известным политиком Соединенных Штатов Америки Хилари Клинтон. В 2000 году она баллотировалась в сенат США от штата Нью-Йорк. Однажды она остановилась позавтракать в ресторане городка Альбион этого же штата и, закончив завтрак, по каким-то причинам не оставила официантке чаевых. С точки зрения испанского обывателя этот случай уж никак не может привлечь к себе внимание, однако, Хилари Клинтон эта история едва не стоила места в сенате. Случай с политиком, который показал свое равнодушие к проблемам бедной девушки, был детально описан в газетах. Со всех концов страны посыпались гневные письма возмущенных американцев, осуждающих поведение жадной миссис Клинтон, а для обиженной официантки некоторые даже сделали денежные переводы. Много усилий пришлось приложить миссис Клинтон, чтобы убедить своих избирателей, что она совсем не хотела оскорбить официантку.

Чаевые в Европе, как и во всем мире, представляют собой некое искусство владения «правилами хорошего тона», которое имеет свои небольшие тонкости в каждой отдельно взятой стране. Если ставить вопрос относительно размера чаевых, то можно сказать однозначно, что в Европе суммы чаевых являются гораздо меньшими, чем те, которые принято давать, например, в тех же Соединенных Штатах. Культура чаевых как таковая уже давно отработана и четко работает по всей Европе.

В зависимости от того, в какой стране мы находимся, мы столкнемся с теми или иными нюансами, поэтому подобные темы желательно рассматривать более детально, когда речь идет о конкретной стране.

В Испании, например, чаевые представляют собой своего рода акт любезности клиента, так сказать, оценку сервиса, который был ему предоставлен. Испанцы всегда и во всех случаях рассматривают чаевые как добровольный жест. Ни в коем случае чаевые не считаются обязанностью или, скажем, «почти обязательным» обычаем, в отличие от других европейских стран.

Суммы чаевых в Испании небольшие, многие оставляют всего лишь несколько монет, которые иногда не достигают и 3% от стоимости потребления или услуг. В любом случае всегда зависит от того, куда именно вы заглянули: в бар, пивную, ресторан или пользуетесь услугами такси. Любопытно сравнить подобные ситуации, например, с Соединенными Штатами. Парадокс заключается в том, что в Штатах официантами и другими работниками сферы обслуживания являются в основном студенты, и доходы, которые они получают, состоят в основном из чаевых, составляющих часто от 15% до 20% от суммы потребления или сервиса. Студенты на время своей учебы идут работать официантами и могут заработать до 200 долларов за вечер, что позволяет им платить за учебу и жилье. В Испании же примечательным является тот факт, что официанты в большинстве своем – это профессиональные служащие, а не студенты. Хотя за последние годы эта ситуация слегка изменилась, потому как до экономического кризиса в этой стране наблюдался большой наплыв иммигрантов из стран Латинской Америки и испанские профессионалы в сфере обслуживания были немного «потеснены».

В связи с этим хотелось бы отметить, что если вы «попадете» на профессионального официанта, вы однозначно получите море удовольствия и от сервиса, и от общения. Вовсе не важно, что, возможно, вы не владеете испанским языком. Средиземноморский темперамент, эмоциональность и дружелюбность подкупит вас в хорошем смысле этого слова уже с первых минут общения.

Надо отметить, что выходцы из латиноамериканских стран ничуть не хуже справляются со своими обязанностями, но, очевидно, сказывается влияние некоторых особенностей их культуры, которые и составляют эту небольшую, но довольно очевидную разницу.

Испанский официант-профессионал не только непринужденно и в мгновение подскажет, что именно выбрать из предлагаемых вам блюд, он также умело посвятит вас в чудные истории и разного рода приключения, произошедшие в том заведении или в той местности, либо нечто из своего профессионального опыта. Никто, конечно же, не будет проверять достоверность этих историй, но вы вдруг почувствуете себя постоянным и желанным клиентом этого заведения, даже если и забрели туда впервые.

Надо оговориться, что речь шла о барах и ресторанах средней категории, ну а испанские рестораны высшей категории и их работники безукоризненно соответствуют светским, элегантным и сдержанным нормам первоклассных ресторанов.

Вернемся к теме чаевых. В любом испанском баре, пабе, кафе или ресторанчике вы можете оставить чаевые на ваше усмотрение: и относительно вопроса оставлять или нет, и в отношении суммы. Если, например, вы выпили чашечку кофе или просто позавтракали, достаточно будет дать порядка 10 — 15 центов, если это обед или ужин, то размер чаевых может быть от 50 центов до 1 евро, принимая во внимание также количество человек за обслуживаемым столом. Чем выше категория заведения, тем больше сумма чаевых. Так, например, если ужин на четверых вам обошелся порядка 200 евро, то чаевые в этом случае составляют не менее 5 евро.

Также стоит отметить, что чаевые даются там, где вас обслуживает официант. Если по каким-то причинам вам пришлось ограничиться только обслуживанием за барной стойкой, как правило, в этом случае чаевые не дают.

В любом случае надо иметь в виду, что в Испании практически всегда стоимость потребления включает обслуживание, что составляет порядка 10 %, поэтому прежде чем оставлять двойной размер чаевых лучше посмотреть, что именно было включено в ваш счет.

В связи с увеличением стоимости услуг на дом почти все, кто оказывает эти услуги, становятся «объектами», которые получают чаевые, но только в том случае, когда мы считаем, что этот жест необходим. Мы и только мы являемся тем фактором, который должен оценить качество полученной услуги и определить насколько полученный сервис заслуживает чаевых.

То же самое касается многих других услуг: обслуживающий персонал в отеле, носильщики, доставляющие ваш багаж в номер, медсестра, которая чудесно обошлась с вами во время пребывания в больнице, клинике или санатории, развозчик продуктов из супермаркетов или доставляющие мебель...

Испанские водители такси, как правило, рассчитывают на чаевые в размере от 5% до 10%. Это означает, что вне зависимости от того какую сумму выбил счетчик, для удобности расчета лучше округлить. Например, если стоимость поездки составляет 4,50 €, дайте 5€, если 9 €, то, как правило, дают 10 €. Конечно, если вы чувствуете, что вас обманули, и водитель намотал лишние круги, чтобы увеличить километраж следования в пути, вы имеете полное право отказаться давать чаевые.

Единственное, что я посоветовала бы иметь в виду, это не использовать чаевые для того, чтобы «сбросить» то огромное количество собранных вами мелких монет, подобный факт может вызвать неприятный эффект.

(4 голос., в среднем: 5,00 из 5)
Загрузка...
  1. Galaxia:

    Испанцы всегда и во всех случаях рассматривают чаевые как добровольный жест

    Именно так.

    большой наплыв иммигрантов со стран Латинской Америки

    Почему не «из стран»?

    рестораны высокой категории и их служащие

    резануло ... и слух, и глаз 🙂

    «высокой» или всё же «высшей»?

    «служащие ресторана» или «работники/персонал ресторана/обслуживающий персонал» ?

    См.:

    СЛУ́ЖАЩИЙ, Работник, занятый интеллектуальным, нефизическим трудом в разных сферах деятельности: государственной, административной, хозяйственной и др. Правительственные служащие. С. министерства, банка, фирмы. С. санатория, больницы, гостиницы. Служащие завода, фабрики (работники управления, инженерно-технического состава).Рабочие и служащие (при советской власти: сословное противопоставление).

    Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949—1992.

    СЛУЖАЩИЙ — в трудовом праве работник, который выполняет работу по ру-ководству, выработке необходимых решений и подготовке информации, занимая соответствующую должность в государственных, общественных и других предприятиях, учреждениях, организациях.

    Словарь финансовых терминов.

    обеденное меню или ужин

    «обеденное меню» или «комплексный обед» ?

    если, по каким-то причинам, вам пришлось ограничиться только сервисом у барной стойки, как правило, в этом случае чаевые не дают.

    Нет же правил :), сами ведь об этом пишете. Всё очень индивидуально, по желанию, по настроению...

    вам пришлось ограничиться только сервисом у барной стойки

    «сервисом у барной стойки» 🙂 или всё же «обслуживанием за барной стойкой» ?

    Получается, к тому же, что не «вас», а «вы» кого-то обслуживали 🙁

  2. Aleksandr:

    Спасибо, исправили и внесли некоторые коррективы.

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Подписка на комментарии к статье Оповещать о новых комментариях к статье по почте.