«Короли Маги с Востока» (Reyes Magos de Oriente) под этим названием традиция католической церкви называет тех, кто первыми посетил новорожденного Иисуса из Назарета. Согласно приданию они пришли из зарубежных стран, ведомые необычайным небесным явлением – которое называют звездой Вифлеема — чтобы поклониться Сыну Божьему и отдать дань Божьей воле, а также вручить символические подарки: золото, ладан и смирну.
В Евангелие упоминается о странниках из далеких земель, в православии, например, их называют волхвами, но нигде не указываются ни их имена, ни тот факт, что они были королями, ни то, что их было трое (вполне возможно, что их количество связывают с количеством подарков, имеющих символическое значение). Эти детали добавлялись на протяжении столетий и в настоящее время составляют замечательную народную традицию, которой следует большая часть христианского мира. Согласно трактовкам католических догм, эти маги были представителями «языческих» религий далеких держав.
Во многих странах, в частности, в Испании и других испаноязычных странах Латинской Америки, существует прекрасная традиция интерпретировать трех королей магов, как тех, которые приносят подарки детворе в ночь на 6 января. Дети, начиная с декабря начинают писать письма-заказы либо одному из троих, своему самому любимому королю, либо всем королям вместе. Но все дети хорошо знают, чтобы получить подарки в предпраздничную ночь перед днем Богоявления, обязательным условием является их хорошее поведение в течение всего уходящего года, в противном же случае короли принесут им уголь вместо подарков.
Во всем католическом мире на рождество (Navidad), которое отмечают 25 декабря, существует еще одна традиция: создавать рождественские вертепные композиции (Belenes), которые воспроизводят сцены Рождества с использованием фигурок, сделанных из разного рода материалов. Фигурки Королей Магов , как правило, всегда участвуют в подобного рода композициях наряду с младенцем Иисусом, его матерью Марией и ее супругом Иосипом, этот факт говорит о том, что этих персонажей рассматривают как неотъемлемую часть рождественских праздников.
Что касается имен королей Мельчор, Гаспар и Бальтасар – похоже, что первые упоминания датируются V веком, источником являются два текста, первый — озаглавленной Эксерпта Латина Барбари (Excerpta latina bárbari), в котором указываются имена Melichior, Gathaspa и Bithisarea, и другой источник — раннехристианское Евангелие (evangelio apócrifo), армянское Евангелие от младенчества (Evangelio armenio de la infancia), где их имена звучат как Бальтасар (Balthazar), Мелькон (Melkon) y Гаспард (Gaspard), скорее всего, отличие в произношении имен зависит от тонкостей сирийского языка, который является потомком арамейского языка.
Как уже упоминалось ранее, в качестве подарков младенцу Иисусу были преподнесены золото, ладан и смирну. В чем же заключается символический смысл этих преподношений?
Золото. На мой взгляд, нет никакой необходимости напоминать о том, что золото это символ власти, богатства и царства. В Евангелии от Матфея 2:02, те, кто шли на поклон к младенцу Иисусу спрашивали, как они могли найти новорожденного ребенка, который явился миру как «Царь Иудейский», согласно явлению небес они смогли увидеть звезду, указывающей на его рождение. Этот факт очень сильно напугал и расстроил Ирода, который правил в то время, и не замедлил проявить свое беспокойство через абсолютно дикие указы. Среди богословов есть такие, которые считают, что золото также символизирует божественность Иисуса, как «Царя царей и Господь господствующих». Легенда гласит, что золото представляет манну небесную, найденную в Ковчеге Завета (Arca de la Alianza). Согласно преданию, Мельчор, царь Аравии, принес в дар золото. Подаренное им золото позволило Марие, Иосифу и новорожденному Иисусу добраться в Египет, спасаясь от погибели, потому что согласно предписаниям Ирода, его солдаты должны были убить всех детей до двухлетнего возраста. Легенда гласит, что количество золота, подаренного младенцу, было достаточно для того, чтобы они могли жить в Египте и после смерти Ирода вернуться в Израиль..
Ладан. Король Бальтасар (Baltasar), что правил на территории Сага близ современного Йемена, принес в подарок Ладан, он производился из сухого сока дерева Boswellia. Историки утверждают, что Ладан в те далекие времена, был на вес золота. Доставляли Ладан из Индии и Эфиопии, а использовали его при богослужениях в храмах. Ладан символизирует божественность и в качестве подарка подчеркивает тот факт, что Иисуса почитали Сыном Божьим. Легенда гласит, что Ладан был найден в Ковчеге Завета (Arca de la Alianza) там, где находились 10 заповедей.
Смирна. Король Гаспар, что правил в Тарсе (Турция), принес в дар смирну, которая представляла собой большую ценность, чем золото и ладан. Смирна обладает горьким запахом, ее использовали для натирания тел умерших представителей королевской знати. Библия указывает, что Никодим принес смирну и алоэ, чтобы завернуть тело Иисуса после того, как оно было снято с креста. Смирна это сухая смола деревьев, которые произрастали в Индии и Южной Аравии, символизирует смерть и воскресение Иисуса. В Евангелие от Марка 15:23 говорится о том, что когда солдаты распяли Иисуса, они предложили ему губку смоченную в вине смирны, от которого он отказался. Богословы считают, что смирна это символ человеческой природы Иисуса, и, поскольку использовали в качестве лекарства, то она является символом такой роли Иисуса, как Великого Врача. Легенда гласит, что смирна представляет собой также символ жезла Ааронов, который был найден в Ковчеге Завета (Arca de la Alianza).
Можно. Наверное , сказать, что вовсе не важно были ли три мудреца или трое полноправных королей, которые отдали знаки почета новорожденному в Назарете и преподнесли ему дань в качестве трех подарков, несущих в себе символы жизни, смерти и победы над смертью. Очевидно, что был факт признания Богоявления, и странники поклонились новорожденному Иисусу, как упоминается в Евангелие от Матфея 2:11, тем самым они признали его божественную и человеческую природу.
Ну а нам – христианской части человечества — осталось в наследие прекрасная традиция, которая переросла в радостный праздник, но не стоит удаляться от смысла тех событий и забывать их значение, ограничиваясь только лишь традиционным празднованием.