Еще с ХХ века Испании пришлось преодолеть сложный путь до современной демократической и благополучной страны. Трудности страны на пути от франкизма к развитой демократии имели ряд причин как экономического, так и социально-политического характера. Одна из основных связана с политической ситуацией внутри страны в 50-60-е годы ХХ века и, как следствие, отношением мирового общества к режиму генерала Франко. Таким образом, решение о вступлении Испании в Организацию Объединенных Наций было принято только в декабре 1955 года. Следующая причина была обусловлена весомыми трудностями в экономическом развитии страны: архаичная методика регулирования экономики на протяжении долгого времени была серьезным блокпостом на пути развития экономики, хотя нельзя не вспомнить феномен испанского «экономического чуда» того времени.
На разных этапах истории, изолированность Испании на суше от более развитых стран континента, благоприятствовала экономической и культурно-политической замкнутости страны. Такая традиция существовала с XVIII века и сыграла важную роль в утверждении и развитии национального самосознания испанского народа.
Основной задачей для испанских политиков и общественностью в 70-х годах ХХ века было плавно осуществить переход от тотальной диктатуры к демократии, вдохнуть новую жизнь в систему многопартийности, вывести страну из многолетней изолированности, в которой она пребывала в силу ряда политических и экономических факторов.
Весомым способом достижения этих целей, руководящей испанской элите виделась, в первую очередь, интеграция в ЕЭС, значительное расширение и восстановление международных дипломатических связей, экономическое развитие страны, основой которого должна была стать помощь стран Западной Европы.
В тот момент становления парламентской монархии и воссоздания демократической системы, важнейшую роль сыграл король Хуан Карлос I.
Далее последовала интеграция в Европейский союз, которая дала ей возможность выйти на качественно новый уровень в отношениях, как с латиноамериканскими, таки средиземноморскими партнерами. Начать этап наработки и возобновления других взаимовыгодных экономических отношений и политических диалогов.
Испания в современных условиях глобализации никак не могла не активизировать контакты со странами АТР и ЦВЕ, главным образом в том, что касалось экономической сферы. С пониманием относилась к России, всегда проявляла находчивость и вела диалог во всех внешнеполитических вопросах, охотно поддерживала реформы со стороны правительства РФ.
Значительные экономические показатели говорят нам о роли и месте Испании в мировом обществе. Экономика страны находится в 9-е ведущих государств мира. В 2004 году Испания вышла на восьмое место по взносам в бюджет ООН (2,59%, или 27 млн. долларов), добилась прямо пропорциональных своим вкладам руководящих постов и участия в исполнении проектов организации. Страна является активным участником миротворческих, гуманитарных и культурных организаций (ООН, ОБСЕ и т.д.), а также член ПАСЕ, ЕС, НАТО.
Таким образом, в современном мире Испания является экономически и политически развитой страной, проводит в целом сбалансированный и последовательный внутри- и внешнеполитический курс.
Важным этапом формирования внешнеполитической политики Испании был этап завершения стабилизации и укрепления институций парламентской монархии. Произошло это в период лидерства правительства ИСРП, возглавляемого Ф. Гонсалесом (1982-1996) и наступившего затем периода правления команды Народной партии, лидером которой был Х.М. Аснар (1996-2004). Это время интеграции Испании в европейские военно-политические и социально-экономические институты, перерождение ее в активного и полноправного члена НАТО, имеющего право участвовать не только в проведении общей политики этой организации, но и в ее военных мероприятиях.
Во время правления кабинета Х.М. Аснара определяющим для внешнеполитического курса Испании стал, так называемый, атлантизм, проявившийся во многих аспектах, и особо в ее участии наравне с Британией и другими партнерами по блоку НАТО в учрежденной Америкой антииракской коалиции (2003 год). Команда Аснара последовательно оказывала дипломатическую и морально-политическую поддержку США и Британии в иракском вопросе, а конкретно — в этапе подготовки и реализации атаки против Ирака. Использовалось испанское положение как временного члена Совета Безопасности в 2003–2004 годах.
Международная политика современной Испании на переломе ХХ-ХХI веков заслуживает пристального внимания. Она целенаправленно развивается в духе преемственности государственных интересов и достижения договоренности между главными доминирующими политическими партиями Испании. После одержания победы на парламентских выборах 14 марта 2004 года ИСРП, деятельность разворачивается в русле предвыборных обещаний, берется курс на возвращение к традиционным ориентирам внешней политики, целью коего является восстановление широкого консенсуса в обществе, в вопросах национальной внешней политики. Основными задачами были выравнивание проамериканского крена, который преобладал на завершающем этапе правления Народной партии. Также, имело место усиление европейского ориентирования внешней политики Мадрида, объявленного как вид «естественного геостратегического направления для Испании»; активизация партнерских взаимоотношений с Германией и Францией в этом же контексте.
Главной идеей международных трудов Мадрида является увеличение значения роли Испании при разрешении европейских и мировых вопросов соответственно увеличению ее экономического потенциала. Испания упорно добивалась реализации поставленной задачи. Как посредством повышения своего значения в международных структурах, ведении в них инициативной линии, значимом участии в международных объединениях по поддержанию мира, так и упорно продвигая своих представителей на руководящие посты международного уровня. Расширяла и укрепляла позиции политического и экономического присутствия в регионах, которые входят в зону ее стратегического и приоритетного внимания (Средиземноморье, Европа, Латинская Америка, Ближний Восток). Основным политическим вектором Испании был и остается Евросоюз. Одновременно, в 1996-2003 годах верность находящейся у власти Народной партии идеям атлантизма предоставила возможность правительству Аснара весьма плавно перейти к новому витку отношений с официальным Вашингтоном, направленному на углубленное партнерство и сотрудничество.
Политическая верхушка страны всегда активно отстаивала дипломатическую позицию в вопросах мирного урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, исходя из резолюций 242 и 338 СБ ООН, принципов Мадридской конференции (1991 год) по вопросам ближневосточного урегулирования, прежде всего «мир в обмен на территории». Испания выступала за всевозможную помощь со стороны мирового сообщества формированию национальной автономии Палестины. Мадрид являлся наиболее последовательным сторонником вовлечения ЕС на равных правах в процесс переговоров по ближневосточному вопросу. Последствием воплощения этого курса в жизнь стало назначение в 1996 году, на должность специального поверенного Европейского Союза на Ближнем Востоке — Моратиноса.
Весной 1998 года ЕС было принято решение о принятии Испании в первую группу стран валютного и экономического союза. Далее последовало вхождение в число стран-основателей единой европейской валюты (январь 1999 года). Таким образом, был решен вопрос адаптации национальной экономики к евро. С 1-го января 2002 года Испания переходит на наличный евро.
Все выше перечисленные показатели свидетельствуют о глубоких изменениях, которые произошли в испанской экономике, в том числе об упрочнении институтов демократии Испании к началу XXI века.
Качественно новым курсом участия Испании в деятельности ЕС и Североатлантического альянса стали контакты со странами Средиземноморья. Ярким примером служит Барселонский процесс, в котором Испания была инициатором и весьма активным участником переговоров с рядом государств региона. Политика Испании в Средиземноморском регионе, в эти годы, играла значимую роль для всего Европейского сообщества в целом. Этот традиционный вектор направления внешней политики Мадрида вышел на межгосударственный уровень. Испанские правящие круги выступали за рассмотрение сложных проблем Средиземноморья в контексте безопасности, как в данном регионе, так и во всей Европе.
Испания стала инициатором и организатором проведения значимых международных мероприятий, которые были посвящены глубокому изучению и разработке необходимых мер по оптимизации и улучшению обстановки в регионе. Трудности, с которыми довелось встретиться в рамках данного сотрудничества, были тесно связаны с объективными причинами специфики исторического развития. Например, вопрос мозаичности и неоднородности самого Средиземноморья, прямо противоположные уровни как экономического, так и политического становления участников процесса. Главной целью руководства Испании было — дать новый толчок так называемому Евросредиземноморскому взаимодействию, дабы укрепить национальные позиции в Южном и Восточном Средиземноморье, начать процесс проведения саммитов в рамках Барселонского процесса.
Значимые достижения в развитии экономики Испании подталкивали ее не только к активной интеграции в европейские структуры, а также к использованию ряда новых возможностей, которые открывались в Восточной Европе, в постсоветских и балканских государствах. Это было абсолютно новым направлением во внешней политике страны.
Трезво оценивая перспективы процессов интеграции в ЕС, политические и общественные круги Испании отдавали себе отчет в том, что 2004-2013 годы обернутся для страны скорее экономическим негативом и минусами, нежели плюсами, поскольку страна лишится существенной части дотаций. Но вместе с тем находящиеся у власти социалисты рассчитывали на значительный всплеск инвестиций со стороны бизнеса на весьма перспективных просторах экономических рынков стран-членов ЕС, увеличение торгово-экономических и политических связей с Венгрией, Чехией, Польшей.
Испанское руководство, независимо от лидирующей партии, усиленно стремилось восполнить все, что было упущено в вопросе по укреплению своих позиций на просторах международной арены за многие годы ее изоляции при режиме Франко. Важные и новые средства в этом отношении оно видело и в активизации своей внешней политики на постсоветском пространстве. Мадрид достаточно умело пользовался своими прежними наработанными контактами, которые были налажены ранее в отношениях с Россией и рядом других стран бывшего СССР.
Динамичная экономическая политика Мадрида в странах Латинской Америки позитивно повлияла на уровень доверия к международной политике Испании со стороны латиноамериканских партнеров. Испанцев все чаще приглашали на переговоры по ряду вопросов, таким образом, выделяя важную роль, которую она должна была сыграть в данном регионе.
В конце XX и в начале XXI веков стало очевидным, что Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион сыграют очень важную роль в экономике всей планеты. Такого же мнения придерживалось и внешнеполитическое руководство Мадрида. Взаимно выгодное сотрудничество Испании с Республикой Корея было важным шагом в дальнейшем сценарии развитии отношений со странами АТР.
Подводя итоги всего выше изложенного, можно сделать вывод, что ряд расхождений в политических взглядах внутри руководящих кругов Испании касаемо вопросов внешней политики страны, имели место быть на протяжении всего периода консолидации демократии, и определены сменой правительств, которые прибывали у власти. Разница между курсами внешней политики ИСРП (испанская социалистическая рабочая партия) и НП (народная партия) состояло в том, что ИСРП присуща меньшая приверженность атлантизму во всех вопросах внешней политики. Народная партия, в точности наоборот, стремилась к укреплению партнерства с официальным Вашингтоном. Касаемо европейской интеграции — при всех правительствах, прибывавших у власти в описываемый период, по данному вопросу наблюдался здоровый политический консенсус. Радикально противоположных расхождений во взглядах Народной партии и ИСРП по вопросу взаимоотношений с ЕС не наблюдалось.
Познавательно. Спасибо вам большое.