Быть самоучкой непросто по многим причинам, одна из которых — незнание эффективных методик и неизбежное совершение множества ошибок, касающихся самого процесса изучения материала. В статье подробно описываются распространенные заблуждения, которые, если вовремя их нескорректировать, могут привести к ослаблению мотивации учащегося и прекращению попыток выучить язык.
Представим себе человека, любящего учиться самостоятельно, умеющего организовывать своё время и осуществлять самоконтроль, не нуждающегося в каких-либо наставниках. Думаете, это некий сверхчеловек? Ничего подобного, такие люди есть, и они сочетают в себе:
- силу воли;
- жажду знаний;
- умение сосредоточиться на выполняемой работе;
- мотивацию к приобретению тех или иных знаний;
- отсутствие необходимости в контроле извне и чьих-либо похвалах.
Но и эти люди, взявшиеся однажды за изучение иностранного языка, могут совершать оплошности, затрудняющие их приближение к заветной цели. Этих ошибок всего 10:
- Слишком большое количество материалов для изучения.
- Зацикленность на изучении лексики.
- Зацикленность на грамматике.
- Зацикленность на аудиоматериалах.
- Убеждённость в благотворном влиянии среды.
- Вера в пользу фильмов с субтитрами.
- Переписывание текстов.
- Чтение книг в оригинале со словарём.
- Выбор курсов «иностранный язык за 3 дня», «для чайников» и т.д.
- Выбор учебников без аудиосопровождения.
- Ошибка 1: Слишком большое количество материалов для изучения
- Ошибка 2: Зацикленность на изучении лексики
- Ошибка 3: Зацикленность на грамматике
- Ошибка 4: Зацикленность на аудиоматериалах
- Ошибка 5: Убеждённость в благотворном влиянии среды и отсутствии необходимости занятий как таковых
- Ошибка 6: Вера в пользу фильмов с субтитрами
- Ошибка 7: Переписывание текстов
- Ошибка 8: Чтение книг в оригинале со словарём
- Ошибка 9: Выбор курсов «иностранный язык за 3 дня», «для чайников» и т.п.
- Ошибка 10: Выбор учебников без аудиосопровождения
Ошибка 1: Слишком большое количество материалов для изучения
Казалось бы: чем больше, тем лучше. Но не в этом случае. Несколько учебников, пара-тройка дисков, тесты онлайн, песни на изучаемом языке, мобильные приложения, книги в оригинале, фильмы с субтитрами… С чего начать? За что хвататься? Учащийся-самоучка берётся за всё понемногу, перескакивая с учебника на видео, с видео на тесты, с тестов на чтение, и в результате еле продвигается в своих занятиях, но при этом не перестаёт искать всё новые материалы.
Ошибка 2: Зацикленность на изучении лексики
Обычно учащиеся-самоучки начинают изучение языка с заучивания громоздких словарных таблиц, составленных самостоятельно с помощью словаря, либо на основе какого-либо учебника. Предполагается, что изучать грамматику и всё остальное имеет смысл при наличии хорошего словарного запаса, но в результате им становится просто скучно.
Ошибка 3: Зацикленность на грамматике
Нередко самостоятельное изучение начинается с серьёзного подхода к грамматике. Многие сильно в этом преуспевают, удивляясь тому, как хорошо продвигаются занятия и какие хорошие результаты они дают. Упражнения по грамматике выполняются без ошибок, тесты поражают своими высокими результатами. Но проходит время, а они так и не способны понять на слух простейших диалогов или объясниться на стойке регистрации в заграничной гостинице.
Ошибка 4: Зацикленность на аудиоматериалах
Есть и такие учащиеся, которые приобретают аудиодиск с курсом иностранного языка и слушают его в машине, во время прогулок по городу, за ужином, перед сном и в другое свободное время. В результате у них накапливаются пассивные знания, которые впоследствии довольно трудно преобразовать в активное пользование языком.
Ошибка 5: Убеждённость в благотворном влиянии среды и отсутствии необходимости занятий как таковых
Если самоучка живёт в среди носителей языка, то нередко он буквально уповает на саму среду, на погружение в иностранные слова, слышимые им отовсюду, и не стремится как-либо подкрепить получаемую информацию изучением лингвистической структуры. В этом случае люди со временем начинают бегло говорить, но с многочисленными ошибками, и при этом неграмотно пишут.
Ошибка 6: Вера в пользу фильмов с субтитрами
Не умея или не желая изучать язык как следует, учащийся-самоучка решает создать себе искусственное погружение в иноязычную среду посредством просмотра фильмов в оригинале с субтитрами. В результате им считываются субтитры на родном языке, и пользы такое занятие практически не приносит.
Ошибка 7: Переписывание текстов
Отдельные учащиеся берут тетрадь и списывают туда тексты, надеясь на зрительную и двигательную память. Таким образом они действительно запоминают большое количество слов, а также некоторые основные правила грамматики, но при этом не могут освоить язык, так как не подключают к занятиям другие виды упражнений.
Ошибка 8: Чтение книг в оригинале со словарём
Несомненно, это очень увлекательное занятие, на которое способны только самые усидчивые и терпеливые. Им удастся освоить очень многое, но это будут пассивные знания, которые со временем позволят им выполнять только данный вид упражнений.
Ошибка 9: Выбор курсов «иностранный язык за 3 дня», «для чайников» и т.п.
Не секрет, что подобные курсы привлекают доступными объяснениями примерами и красочным оформлением страниц, но при этом они очень редко направлены на получение хороших знаний о грамматической системе языка, и однажды учащемуся-самоучке, прошедшему такой курс, придётся начинать изучать те же темы заново, чтобы разобраться в них как следует.
Ошибка 10: Выбор учебников без аудиосопровождения
Если раньше многие учебники выходили без каких-либо дисков (а до тех пор пластинок и кассет) и нам не оставалось ничего другого, как только купить их, но сейчас изучающим язык следует избегать таких изданий, обязательно приобретая аудио-материалы. Ведь всем, кто учит иностранные слова необходимо слушать хорошее произношение и заниматься аудированием, как если бы они посещали занятия с преподавателем.
Что делать, будучи учащимся-самоучкой:
- взять один учебник с прилагающимся к нему диском и лишь основательно его проштудировав, намечать дальнейший путь изучения языка;
- заниматься интенсивно и не лениться;
- ежедневно отрабатывать у себя 4 основных навыка: произношение, чтение, письмо и прослушивание.
И тогда всё получится!
Говорение? Вам гугл транслейт переводит?
Благодарю за комментарий, отредактировали статью.
Термин «говорение» как вид речевой деятельности широко используется в педагогической литературе.
«4 основных навыка: произношение, чтение, письмо и прослушивание».
Видимо, в этой фразе и было раньше правильное слово «говорение», которое обозначает навык говорить на иностранном языке. Произношение же — это только один аспект речи — не факт, что, умея правильно произносить иностранные слова, человек владеет беглой устной речью и может, например, вести беседу и рассказывать о себе на иностранном языке. Если хотите избежать слова «говорение», напишите лучше «устная речь». «Прослушивание» — тоже термин неточный. Можно прослушивать материалы пассивно, ничего не понимая. Есть педагогический термин «аудирование», который обозначает развитие навыка воспринимать и понимать речь на иностранном языке на слух. Я бы написала «восприятие на слух».
9 из 10 причисленных ошибок, изучающим иностранный язык, на самом деле это все достоинства. Если следовать данным правилам, то язык можно не учить вообще. Все средства подходят, если есть результат. Если есть пара-тройка учебников это только на пользу, можно анализировать и сравнивать. А вот что кидаться за все и сразу не надо тут полностью согласна.
Вот привычка все осуждать, лучше промолчать. Прямо урок русского языка. Главное муть
Хорошая статья и хорошие комментарии.
Мое мнение об ошибке № 1: Слишком большое количество материалов для изучения
Согласен с Ириной. Когда есть разнообразный материал, можно сравнивать, уточнять и находить в другом материале то, что не нашел в других.
Конечно, когда нет системы, или определенного порядка проведения занятий, то энтузиазм быстро исчезнет, само перескакивание с одного на другое со временем изматывает. А когда нет видимого результата своих многодневных, многомесячных усилий — не будет и вдохновения.
Поэтому, «слишком большое количество материалов для изучения» я бы назвал золотым запасом начинающего изучать язык.
Изучение языка — создание устойчивых связей между нейронами в заинтересованных зонах мозга. Чем больше интенсивность процесса, больше дорог (способов изучения)- тем лучше, только не надо метаться — нужен поступательный процесс, постоянный прогресс, конца нет — смысл путь, не идешь вперед — откатываешься
Я изучаю итальянский язык. За три года у меня скопилось порядка 30-40 книжек для изучения. Это учебники, разговорники, словари, сборники упражнений, таблицы глаголов, книги для чтения, аудио-книги, пухлые распечатки из интернета, а также книги на русском, такие как «Эти загадочные итальянцы» и «Язык жестов Италии». Плюс к этому, десяток-другой РС-, Аудио- и Видео-курсов из руТреккера и несколько полнометражных фильмов на итальянском языке.
Вы считаете, это много? Я считаю — в самый раз.
Ирина и Владимир, по всей видимости вы не учили язык с нуля самостоятельно никогда. Как человек знающий испанский достаточно хорошо(и изучивший его практически самостоятельно), я вам скажу так: большое количество материалов запутает новичка.
Только сейчас, разбираясь в грамматике углубленно, пересматриваю тонны книг когда ищу какое-то правило, что б понять его на все 150% да еще в интернете перечитаю, что б наверняка, т.к. везде объясняют в разном объеме и разными словами, но понимая структуру языка я могу разобраться с тем, что имеется ввиду и какие моменты на первом месте в том или ином правиле, а какие второстепенные, что используется больше, а что меньше(т.к. имею большую практику общения с носителями)
Начинающему же человеку будет сложно понять почему та или иная тема в одной книге сжата, а в другой вообще имеет и новые правила и расписана по другому. Он начнет учить и то и другое и в итоге не выучит нормально ничего, потому что намешает кучу правил в один момент.
Даже на высоких уровнях мы учим все те же времена, все те же темы, но уже более углубленно, поэтому одно и тоже правило можно найти и на уровне А2 и на уровне В2….только я надеюсь вы понимаете в чем будет разница…
Это очень не простое дело учить самому язык и нужна очень большая мотивация, даже имея силу воли без мотивации будет идти все очень туго и все-таки в какой-то момент сгаснет.
Позволила себе прокомментировать данные утверждения т.к. на личном опыте пережила изучение языка в одиночку и поверьте выучила его так, что работала и с испанцами долгое время и сейчас преподавателем, но все равно всегда есть куда стремится дальше, особенно если мы говорим про изучение языка.
Так что всем успехов в этом не легком деле.
Кэт, Вы правы, большое количество материалов запутает Новичка. То есть начинать с большого количества не надо, а вот для продвинутого новичка (точнее, уже не для новичка) «Слишком большое количество материалов для изучения» — это уже в помощь.
Тогда Ошибка № 1 является действительно ошибкой. Но что именно является ошибкой Новичка? Ответ тут же — «Учащийся-самоучка берётся за всё понемногу, перескакивая с учебника на видео, …» — перескакивание, а количество материала выступает одной из нескольких причин, породивших эту ошибку.
Так и не поняла, как же самому выучить язык? Я уже полгода живу в Испании, и не пойму как учить. Подскажите пожалуйста!
Ольга, ответ на Ваш вопрос уже есть в этой статье:
«Что делать, будучи учащимся-самоучкой:»
Про учебник без аудио согласна и про большое количество материала тоже соглашусь, но отчасти, поскольку грамотный ученик-самоучка и так понимает, что аудио к учебнику обязано прилагаться, это даже не обсуждается, а среди обилия материалов самое главное — выбрать оптимальное для себя. И да — на это нужно время.А так, почитаю статью получается, что прям вообще ничего не надо ни смотреть, ни слушать, ни читать, ни трогать. Можно в этот список по аналогии добавить — забудьте про онлайн-курсы, уроки по скайпу (тоже много «косяков найти можно»), а очные курсы и вовсе противопоказаны… Странно. А как тогда учить-то? с одним учебником? Вы серьезно?
Единственная ошибка это забить на изучение и не уделять этому время. А все остальное это не ошибки, а просто шишки, без которых не обойтись никогда.
Спасибо за статью. Все очень детально описано. Вот тоже есть видео на эту тему.
Здравствуйте. Вот у вас много сказано в статье о том, что якобы накапливаются пассивные знания, применить которые якобы потом трудно активизировать. А не думали вы о том, что очень многие, если не подавляющее большинство учит язык именно для того, чтоб читать на нем, слушать и смотреть передачи? Я например из этой категории, прекрасно читаю на английском языке, довольно грамотно пишу (как раз благодаря методике переписывания текстов книг и статей) и довольно неплохо понимаю на слух, а вот с разговором да, похуже. Но на самом деле он мне и не нужен, разговаривать не с кем, за рубежом бываю не часто, так зачем он нужен? Зачем тратить время на разговорный язык, когда его негде и не с кем практиковать? И большинству людей он тоже не к чему, потому что у большинства людей стоят примерно такие же задачи, как и у меня. То есть читать англоязычный интернет, литературу, смотреть видеоролики на ютьюбе, смотреть передачи и фильмы, слушать радио и подкасты.
Иван Николаевич, интересное мнение. Но ведь хочется с уверенностью сказать, что владеешь языком. А когда сомневаешься и теряешься в разговоре, это проблематично. Да и кто знает, как повернется жизнь, как завтра изменятся планы… У меня были студенты-иностранцы (иранцы), которые без труда «шпарили» на английском, хотя писали с дикими ошибками. Так вот им преподавать русский было намного проще, чем тем же китайцам, которые знали английский на уровне чтения и письма. Словом, умение говорить открывает всё-таки больше дверей.