В 1929 году состоялось знаменательное событие в карьере Дали, а именно — премьера фильма «Андалузский пес», по сценарию Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали. В скором времени был задуман и снят еще один фильм Дали – «Золотой век».
Хотя сюрреализм имел оттенок дискуссионного, а для очень многих и запретного течения в живописи, к 1929 году он приобретает огромную популярность. Но все-таки работы Сальвадора Дали радикально отличались от работ других представителей сюрреалистического течения. Если Макс Эрнст, Хоан Миро и Андре Массон отходили от действительности и превращали реальные вещи в абстракцию, то великий гений Сальвадора Дали имел совсем другой подход. Он писал реальные образы, давая им волю воссоединиться и создать что-то абсолютно новое. Таким образом, у мэтра человеческие конечности становились рыбами, тела — лошадьми и т.д. 1929 год стал для живописца весьма символичным. Ранее не было известно практически ничего о его частной жизни, за исключением многочисленных увлечений несуществующими женщинами и вполне реальными мужчинами. Но вдруг произошло невероятное событие — Дали влюбился в настоящую женщину, из плоти и крови – Галу или Елену Дьяконову.
На тот момент она еще была женой писателя Поля Элюара, но их брак давно исчерпал себя. Гала стает музой и вдохновением Сальвадора, а он посвятил любимой женщине полотно «Градива вновь открывает для себя антропоморфные развалины». Поначалу они были просто любовниками, но с 1934 года неофициально состояли в браке, и все это несмотря на гнев отца художника и последовавший за этим запрет приходить в отчий дом.
Их история начинается в 1931 году, через два года после встречи, в то время, когда «Градива находит скалы, подобные человеку», чтобы наслаждаться среди них объятиями в неистовой жаре мыса Креус, между небом и водой. Сальвадор Дали и Гала были в то время двумя влюбленными в изоляции от всего мира, любовниками, которые нарушали супружескую верность, изгоями для обитателей городка, по распоряжению нотариуса, дона Сальвадора Дали-старшего. Им удастся обустроить свой маленький мир в Порт-Льигате среди рыбаков и сетей, двое из которых запечатлены на полотне «Незримая арфа, совершенная и обыденная» (1932), перенесенные на холст с фотографии, которую делал сам Дали.
Дали постоянно пребывал в творческом поиске, вся его жизнь была чередой проб и ошибок ради обретения искомого вдохновения. Одно из направления его творчества – попытка выразить свою точку зрения на проблему взаимоотношений с родителями. Полотно «Великий мастурбатор» — вершина всего творчества и самое личное произведение Дали, поскольку именно на нем выражена постоянная озабоченность сексом, чувством вины и насилием. Кроме того, в некоторых образах картины завуалированы политические тонкости. Дальнейшие работы, такие как «Озаренные удовольствия» и «Первые дни весны» повергли в шок общественность, чего и добивался испанский художник. Он хотел все большей популярности, поэтому начал создание объектов сюрреалистического направления, ставшие вскоре самыми известными произведениями Дали. Так, мир увидели странные композиции – «Телефон — омар», повергающий в ужас «Диван — губы Мэй Уэст» и другие.
Гражданская война в Испании подсказала Сальвадору сюжеты для большого количества полотен, показывающих реальные последствия этого ужасного события. В то время были написаны такие картины, как «Мягкая конструкция с вареными бобами: предчувствие гражданской войны», «Осенний каннибализм», «Испания», «Химик Ампурдана в поисках абсолютно ничего». В то страшное время Дали потерял очень много близких людей, что подтолкнуло его к написанию картины «Сон».
В 1937 году художник посещает Италию и Сицилию, дабы лично познакомиться с живописью эпохи Возрождения. Последствием поездки стало написание холста «Африканские впечатления». После оккупации во Франции, Дали уехал в Калифорнию и там открыл свою студию. Пребывая там, великий живописец написал свою лучшую книгу «Тайная жизнь Сальвадора Дали, написанная им самим». Но художник не мог долго находиться за пределами родины, потому в 1948 году он возвращается в Испанию и продолжает свою деятельность на родине, где, как говорится, даже воздух имеет целебные свойства.
1953 год — состоялась огромная ретроспективная выставка работ гения в Риме, где было представлено большинство его творений. Его известность росла не по дням, а по часам. Уже в то время было роскошью владеть несколькими работами живописца, миллионеры готовы были выложить огромные суммы ради этого.
Под конец 60-х годов взаимоотношения между художником и его женой охладели. Гала потребовала купить для нее замок, где она могла бы проводить время в обществе молодых людей. Начиная с 1970 года здоровье Дали начало постоянно ухудшаться, как следствие – в его голове часто появлялись идеи бессмертия и страхи перед смертью. Все свои силы и энергию художник направил на создание нового проекта. Таким образом, в 1973 году в Фигерасе был открыт Музей Сальвадора Дали. Потрясающее, несравненное сюрреалистическое творение, которое до сих пор приводит в восторг каждого, кто его увидел и посетил.
В 1981 году Сальвадору поставили диагноз — болезнь Паркинсона (в свое время от нее скончался и его отец), а в 1982 году его постигла еще одна беда – умерла бывшая жена, Гала. И хотя между ними все давно было кончено, смерть музы стала истинным горем для Дали. В 1984 году он чуть было не погиб. Произошел пожар в его доме, а художник был прикован к постели из-за болезни. Когда начала пылать кровать, затем вся комната, он смог доползти до дверей. Он получил серьезные ожоги и практически не появлялся на людях, что стало поводом для бурных дискуссий касаемо близкой смерти великого гения. К началу 1985 года самочувствие художника улучшилось, он даже смог дать интервью газете «Эль Паис».
Под конец 1988 года Дали попадает в больницу, диагноз — сердечная недостаточность.
Великий человек, талантливый мастер своего дела ушел от нас 23 января 1989 года, после сердечного приступа. Его тело забальзамировали по его же просьбе. В течение недели оно лежало в собственном музее в Фигерасе. Тысячи людей прощались с человеком, который еще при жизни перевернул все представления об искусстве.
В 2003 году кинокомпания «Уолт Дисней» сняла и выпустила короткометражный мультфильм – «Destino», который является плодом совместной творческой работы Дали совместно с Диснеем. Работа была начата в далеком 1945 году, но ее отложили из-за трудностей с деньгами.
Сальвадор Дали приобрел статус величайшего и непревзойденного гения сюрреализма XX века. Только ему удалось своими откровенными и шокирующими полотнами и высказываниями, покорить души миллионов людей. Поклонников его таланта никогда не удивляли его выходки, порой чересчур экстравагантные, привлекающие внимание общественности чаще, нежели сами произведения мастера. Дали обладал богатейшим воображением, несомненно, именно оно стало его основным помощником в перенесении своего внутреннего мира на полотно, оставив человечеству богатейшее художественное наследие.